развитие мелкой моторики у детей посредством

Развитие мелкой моторики у детей посредством игр и игрушек

В этом разделе мы расскажем только о некоторых из игр и игрушек, которые показались нам особенно успешными при развитии мелкой моторики. Вы увидите, что для того, чтобы осуществить развитие мелкой моторики у детей посредством игр и игрушек, не обязательно закупаться новомодными и дорогими игрушками. Вокруг нас, в наших квартирах, есть достаточно средств для этого.  Нужно просто их увидеть. В скобках указан возраст, в котором Данил любил играть с той или иной игрушкой.

Тем, кто владеет английским, хочу порекомендовать книгу американского автора. Хотя она содержит рекомендации для детей, отстающих в развитии, здесь вы найдете множество идей, поделенных по областям мелкой моторики и сенсорных способностей:

Maryanne Bruni, Fine Motor Skills in Children with Down Syndrom, A Guide for Parents and Professionals, Woodbine House 1998.

  • Горшочек с фасолью (1-2 года)

Пожалуй, самая любимая из всех игрушек Данилы. Занятия с горшочком полезны как для общей сенсорики, так и для захвата «щепоткой». Кроме того, ребенок учится пересыпать, вылавливать фасолинки ложкой и перекладывать их. В качестве такого горшочка подойдет любой пластиковый контейнер (с застежкой) с сушеной фасолью, горохом, желудями, каштанами, шишками и вообще всем угодно, что найдется под рукой. Не проходит и дня, чтобы Данил забыл про свой заветный горшочек. Единственное, что нам иногда делать лень, так это собирать рассыпанную фасоль…

  • Открывание замков и застежек — тайник с шоколадом

Ярым противникам сладостей в таком нежном возрасте рекомендуем использовать кусочки фруктов, которые любит ваш ребенок. Кладем в стеклянную или пластиковую бутылку кусочку шоколада (или фруктов) и закрываем ее. В результате Данил всего за пару недель научился открывать закручивающиеся крышки, а затем и высыпать желанные сладости из бутылки. Таким же способом мы научили его открывать спичечный коробок. С тех пор у папы всегда при себе маленькая бутылочка на случай, если ребенку вдруг нечем будет занять себя во время ожидания автобуса на остановке. Кроме того, теперь Даниле всегда предоставляется привилегия открывания крышек на всех бутылках и пакетах.

  • Переливание жидкостей (1,5-2,5 года)

Одно из самых увлекательных занятий — купание. В ванну мы всегда берем с собой маленькую пластиковую бутылочку (наподобие бутылок из-под шампуня из какого-нибудь отеля). Мальчик опускает ее под воду, ждет, пока она с веселым бульканьем наполнится и переливает в пластиковую чашку. Провести за этим занятием минут десять — легко. Даже резиновые уточки не выдерживают никакой конкуренции. Вместо бутылочки можно взять любой пластиковый стакан и не переливать воду, а пересыпать разные предметы. Подойдут те же самые резиновые игрушки.

  • Картонная коробка (1,5-2 года)

Так получилось, что после какого-то торжества у нас осталось несколько пробок от винных бутылок. Возникла идея использовать их для обучения. Мы взяли средних размеров картонную коробку, вырезали в ней круглые отверстия разных размеров: одни — подходящие по размеру под пробки, вторые — больше по размеру, третьи — меньше по размеру. Эту игрушку Данила любит даже больше, чем купленный в магазине сортер.

  • Сундук с сюрпризом

В другой картонной коробке мы проделали дырку такого размера, чтобы проходила только рука ребенка. В коробку мы кладем вещи, разные на ощупь, с разной поверхностью — шершавые, гладкие, с шипами и т. д., которые интересно трогать. Теперь Данила сам кладет в коробку игрушки и проверяет, все ли на месте. Когда малыш подрастет, можно будет устраивать конкурс и угадывать предметы на ощупь.

  • Пазлы

Деревянные пазлы с маленькими ручками — давно известный способ разработки мелкой моторики и конкретно щипкового захвата. Не забывайте о том, что первый пазл ребенка должен иметь элементы более ручки, поскольку у большинства пазлов они такие маленькие, что подходят только детям с уже разработанным щипковым захватом.

  • Контейнер для льда

Чтобы обучить ребенка щипковому захвату, мы кладем в контейнер для льда (с разными маленькими отделами) мелкие предметы, в том числе сладости. Так как отделы достаточно небольшие, волей-неволей Даниле приходится складывать пальцы, как надо. Вместо контейнера для льда можно использовать грохотку и класть что-нибудь в отделы для яиц.

  • Карандаши

При обучении рисованию лучше сразу обрезать карандаши до размера 3-4 см — так ребенок сразу будет учиться держать пальцы «щепоткой». Берите карандаши помягче, ведь сил у малыша пока не слишком много. Для рисования можно брать и пальчиковые краски, однако перед этим постелите на пол большой кусок пленки и укройте близлежащие предметы мебели. Рано или поздно ребенку захочется обновить дизайн стен или «освежить» новыми красками папино любимое кресло.

Не пытайтесь сразу же научить рисовать сложные фигуры — человечков, животных, дома — и не спешите поправлять малыша, если он, по-вашему, рисует что-то не то и не так. У него свое видение, и своей чрезмерной опекой вы можете отбить у него всякую охоту к живописи.

Рисуйте простые геометрические фигуры — треугольники, квадраты, круги — и закрашивайте их вместе с малышом.