активный и пассивный словарный запас языка

Пассивный и активный словарный запас детей

Успехи ребенка в школе нередко являются недостаточно такими, какими бы их хотели видеть родители и учителя. Вроде бы и знает буквы, и уже читает, ходит в школу, но все же…

Активный и пассивный словарный запас языка

Зачастую проблема находится в маленьком словарном запасе детей. Бывает, что ребенок знает много слов и может легко объяснить, что они означают, если его спросить. Но это все пассивный словарь, а лексикон – активный. В обычной жизни у ребенка довольно ограниченный словарный запас. Чаще всего причиной служит употребление слов-паразитов, таких как « ну…», « так сказать», « в общем», и т.д. Ему трудно подобрать правильные слова.

Формирование словарного запаса

Ярким примером может послужить мультфильм знакомый всем из детства «Кот-рыболов». Когда медведь просит поймать рыбку: «Ты это…Поймай мне эту. А то все эти, да эти…ну в общем надоели». И тут сразу же вспоминается поговорка: «все понимает, а сказать не может».

Уровень умственного развития человека можно узнать по его активному словарному запасу. Порой нам и самим трудно понять, почему некоторые люди нам кажутся очень умными. Все что мы можем сказать, так это: «Он хорошо говорит». Именно поэтому, люди с ограниченным словарным запасом зачастую не преуспевают на работе, а остаются всегда подчиненными, хотя с высокой квалификацией.

Что касается ребенка, то его словарный запас формируется именно в семье, а к 6-7 годам складывается. А вот дальше приходится не отставать, или же догонять упущенное. Лучше всего в этом помогут репетиторы, а для маленьких — игры для развития мышления и пополнения словарного запаса ребенка. Это не специальные занятия, а игры, самые настоящие — увлекательные, веселые и азартные. Они смогут повысить самооценку, внушить чувство уверенности в своих силах и принесут радость вашему чаду. Такие игры чрезвычайно простые и 10-15 минут будет достаточно для их проведения. Что самое забавное, во время игры вы с малышом можете находиться как дома, готовя обед, так и в транспорте или по дороге домой. Очень важным моментом является окончание игры. Здесь нужно успеть закончить ее до того, как ребенок сам этого захочет, и не поддаваться на просьбы продолжить. Если хоть раз малыш «переиграет», то больше он не захочет, и игра утратит смысл.

Одной из самых простых игр считается «Кто больше знает…?» К примеру квадратного, круглого, оранжевого…

Не забывайте и сами активно играть.

Сначала дайте ребенку понять, что от него требуется – назвав несколько предметов. У малыша сформируется ассоциативная строчка и он присоединится к игре.

Не забудьте иногда проигрывать ребенку, для стимула сыграть еще раз.