развитие самостоятельности у детей раннего возраста

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста

Умение быть независимым и самостоятельным во взрослой жизни оценивается довольно высоко. Но внезапно обрести столь ценный навык практически невозможно. С ранних лет нужно воспитывать и развивать эти качества у детей, чтобы они будучи взрослыми пользовались ими полноценно, а не наверстывали упущенное. Рассмотрим развитие самостоятельности у детей раннего возраста.

Самостоятельность годовалого ребенка

Чадо, вчера лежащее в пеленках, сегодня вырывается из рук с криком «Я сам!».

Первая реакция мамы на это – радость: такой большой, скоро вырастет настоящий помощник.

Вторая реакция – паника: такой большой, такой независимый, не успеешь оглянуться, как выпорхнет из гнезда.

Желание научить всему борется в маме с желанием защитить и оградить от болезненных шишек на пути познания. Но придется уступить крохе и дать возможность осваивать этот мир методом проб и ошибок. Иначе самостоятельной и независимой личностью не стать.

На первом году жизни малыш очень нуждается в помощи и опеке взрослых, при этом сам он мало чем может «помочь» маме. Самое большое подспорье для взрослых – тот факт, что малыш никогда не кричит попусту, он подает голос только тогда, когда ощущает разного рода дискомфорт: голод, жару, боль, мокрые пеленки, скуку. Однако есть и другие действия, которые несколько облегчают родительскую жизнь в период младенчества наследника.

  • Сам держит бутылочку.

Удерживать в руках предметы и подносить их ко рту малыш умеет в возрасте около полугода. В семь месяцев ребенок способен держать обеими руками чашку и пить из нее. Чем чаще практиковать это, тем быстрее он научится пить аккуратно.

  • Сам жует твердую пищу.

Овощное пюре малыш зачастую начинает есть с четырех месяцев. Но с ростом зубов, в пюре должны появляться более твердые кусочки овощей. Ведь развитие и формирование речи напрямую зависит от тренировки мышц речевого аппарата, десен и языка, а достигается это путем жевания и кусания. К году ребенку необходимо предлагать более сложную пищу для разжевывания, например, яблоко, грушу, тефтели и т.д.

  • Годовалый малыш реагирует на простые команды «дай» или «принеси».

Но не торопитесь с просьбами: больше одной задачи за один раз малыш не освоит. Все действия нужно укладывать в четкий алгоритм: «иди – возьми – принеси – отдай маме». И дожидаться выполнения каждого промежуточного задания, прежде чем давать следующее.

Обучая кроху быть помощником, нужно учить его и просить о помощи самому, когда это нужно.

По наблюдениям психологов, только незначительный процент первоклассников в состоянии обратиться за помощью ко взрослому в пугающих или сложных ситуациях: проблемах с одноклассниками, с обучением и т.п.

Умение четко сформулировать проблему, побороть стеснение и довериться значимому взрослому, способность не расстраиваться из-за ошибки и не пасовать перед лицом трудностей (когда, например, шнурки никак не хотят завязываться) – все это также надо воспитывать в маленькой личности.

Самостоятельность ребенка к 2 годам

На втором году жизни малыш внимательно наблюдает за действиями взрослых и лишь иногда пытается им подражать. В этот период малыш способен освоить множество полезных навыков.

  • Сам держит ложку.

С годовалого возраста ребенку можно смело давать в руку ложку. Но оперировать ею целенаправленно и аккуратно он научится только со временем и тренировками. Сначала допустимо, чтобы малыш держал ложку зажатой в кулаке, но позднее необходимо учить держать столовый прибор правильно, как это делают взрослые люди. Постепенно малыш научится орудовать прибором точно и опрятно.

  • Выполняет простейшие домашние обязанности.

По мере взросления малыш начинает оживленно интересоваться деятельностью взрослых. В этот момент старайтесь приобщить ребенка к посильной домашней работе. Например, можно вместе развешивать белье. Малыш подавая белье маме, будет ощущать свою значимость и вклад в жизнь семьи.

Очень важно давать ребенку ощущение своей важности, он должен чувствовать себя членом семьи, а добиться этого можно не игнорируя потребности малыша в желании помочь и быть полезным.

Самостоятельность ребенка в 3 года

В три года у ребенка начинается пора перенимания опыта и подражания своему значимому взрослому. Чаще всего это, конечно, родители, но могут быть и другие взрослые, старшие брат или сестра. Активное социальное развитие в этот период является весомым вкладом в развитие личности в целом, поэтому очень важно замечать насколько хороший пример ему подается. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, проговаривайте различные ситуации и варианты возможного развития событий, учитесь его слушать и слышать.

Важно вносить в данный период, по мере необходимости, нужные и своевременные коррективы в формирование характера и поведения малыша.

  • Сам ходит на горшок.

Некоторые родители пытаются приучить кроху к горшку с пеленок. Педиатры советуют знакомить с горшком малыша в полтора года. А вот американцы выяснили, что если ребенок младше двух лет и трех месяцев, то процесс его обучения этому важному навыку будет длиться в два-три раза дольше, чем у детей более старшего возраста, – он может занять целый год! Ориентируйтесь на индивидуальные особенности ребенка: одни дети стремятся к самостоятельности довольно рано и бойко, такие малыши могут уже в два года пользоваться не просто горшком, а даже взрослым туалетом с детской накладкой. Но есть малыши (особенно те, кто по каким-то причинам не ходит в детский сад и не может «подсматривать» за сверстниками, перенимая их привычки), которые до пяти лет хотя бы время от времени совершают «огрехи». Это нормально.

  • Сам одевается.

В возрасте трех лет малыши обычно умеют надевать штаны или футболку. Постепенно необходимо осваивать навыки застегивания пуговиц, липучек на ботинках, молнии и т.д.

  • Сам ест вилкой и ножом.

Первая вилка должна быть маленькой и не очень острой, а нож должен быть тупым с закругленным концом(больше для отламывания кусочков, чем для отрезания). Позднее, по мере осваивания этого навыка, можно переходить на взрослые приборы под присмотром взрослых.

  • Сам накрывает на стол.

В этом возрасте у малыша появляются первые обязанности. Самая почетная – сервировка стола: ребенку можно доверить приносить и уносить тарелки, раскладывать ножи и вилки. Такой подход помогает решить проблемы с неаккуратным поведением: малышу, который только что «навел чистоту», будет неприятно проливать суп и разбрасывать крошки. Кстати, этот период подходит и для того, чтобы от практичной пластиковой посуды окончательно перейти к «взрослой» стеклянной.

  • Сам убирает игрушки и комнату.

В форме игры можно начать формирование привычки к порядку и чистоте. Кроха может с удовольствием вытирать пыль, поливать цветы, раскладывать игрушки по местам и т.д.

  • Сам моется.

Мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем малыш должен уметь уже в два года. А умение мыться и подмываться приходит, конечно, позже. Но приучать детей (особенно девочек) к самостоятельным повседневным процедурам гигиены необходимо по возможности как можно раньше.