работа по безопасности с детьми

Как научить ребёнка осторожности?

«Никогда не говори с незнакомыми людьми и не вздумай брать у них конфет и прочих подарков» – поучаем мы своих взрослеющих детей.

Малыш недоумевает: почему?

Ведь он неоднократно видел, как мама заводит разговор с незнакомцами в транспорте, на отдыхе…

Некоторые родители сознательно откладывают этот разговор, не желая лишать ребёнка иллюзий как можно дольше, другие – напротив – считают своим долгом познакомить маленького человека с «правдой жизни» как можно раньше.

Кто же прав?

Работа по безопасности с детьми

Ребёнок должен знать об опасностях, которые подстерегают его вне дома.

С ранних лет, ещё до того, как малыш начнёт самостоятельно выходить гулять во двор, ему необходимо привить основы безопасного поведения:

  • хорошенько выучить точный адрес,
  • собственные фамилию и имя,
  • домашний телефон,
  • имена родителей.

Объясните, что это необходимо в том случае, если малыш вдруг потеряется в магазине или другом общественном месте.

Расскажите также, что в этом случае лучше всего некоторое время оставаться на месте, никуда не бежать, никого не искать.

Если мама не появляется, нужно подойти к продавцу, охраннику, другому человеку в форменной одежде и объяснить, что произошло. Некоторые родители учат детей обращаться за помощью к любому взрослому, который оказался рядом. К сожалению, это не очень хороший совет. Добрых людей, конечно, больше, но в данном случае лучше не рисковать.

Уже в 5–6 лет ребёнок должен знать, как выглядит милиционер, дежурный по станции в метро, кондуктор в троллейбусе, охранник и пр. Пусть ребёнок четко знает, что в чрезвычайных ситуациях следует обращаться только к этим людям.

«Девочка, хочешь сниматься в кино?»

С этой фразы началась карьера большинства звёзд экрана или моделей. Времена разительно изменились и сейчас к вам скорее подойдут, чтобы втянуть в какую-нибудь аферу. Поэтому лучше сразу объяснить ребёнку, что если к нему на улице обращаются взрослые дяди или тёти с каким-либо предложением, лучше всего не вступать ни в какие переговоры.

Если же случится, что подозрительный взрослый не отстаёт, мешает пройти или к нему присоединяется ещё несколько человек, нужно немедленно привлечь внимание окружающих криками вроде: «Это не мои родители, я их не знаю, помогите!». Даже если окажется, что ребёнок перестраховался, соображения такта в данном случае неуместны, важна только его безопасность.

Расскажите ребёнку, какие действия взрослых, обратившихся к нему с просьбой на улице, должны насторожить:

  • Взрослые люди просят посторожить какие-то вещи или проводить до какого-нибудь места. У ребёнка должен возникнуть закономерный вопрос: почему обращаются к нему, если вокруг полно взрослых – логичнее ведь спросить у них.
  • Если чужой взрослый предлагает пройти к нему домой, чтобы показать котят, рыбок или сколопендру. Такое предложение – категорический сигнал опасности.
  • Если к подростку обращаются с предложением подработать, он должен знать, что в этом случае настоящий представитель рекрутингового агентства должен всего лишь оставить визитку или, на худой конец, спросить телефон, по которому можно связаться. На работу несовершеннолетних требуется согласие родителей. На предложение немедленно пройти/проехать «для фотопроб»/«собеседования» ребёнок однозначно и ни при каких обстоятельствах не должен соглашаться.

Зная заранее возможную модель поведения незнакомых взрослых людей, ребёнок сможет проанализировать ситуацию и сделать правильные выводы.

«Я от твоей мамы…»

Не исключено, что, не успевая по какой-либо причине забрать ребёнка из детского сада или школы, вы просите об этом своих знакомых. И, возможно, малыш привык к этому. Однако маловероятно, что вы попросите об этом кого-то из совершенно незнакомых ребёнку людей. Поэтому настоятельно разъясните, что если вдруг такое случится, воспитатель или учитель обязательно должны перезвонить маме и уточнить, действительно ли этот человек пришёл по её просьбе. В противном случае ребёнок должен твёрдо знать, что даже если человек называет имена родителей и домашний адрес, идти с ним категорически никуда нельзя.

То же касается людей, которые подходят к гуляющим во дворе ребятишкам и говорят, что мама попросила, например, отнести домой покупки. Ведь часто родители, доверяя ребёнку ключи от квартиры, вешают их на видное место: на шею, на пояс. Для вора это – практически зелёный свет, ведь обмануть ребёнка и сделать так, чтобы он сам привёл домой и открыл дверь – дело техники. Пришейте ребёнку потайной кармашек и научите его держать ключи там.

Сложный вопрос

Как бы сложно ни было начинать этот разговор, однако о том, что сексуальное насилие существует, ребёнку нужно рассказывать как можно раньше. Естественно, в доступной и понятной его возрасту форме.

Детям младшего школьного возраста нужно объяснить, что если незнакомый (или даже знакомый) дотрагивается, касается, просит сделать что-то, что покажется ребёнку странным и непонятным, он должен немедленно обратиться за помощью к родителям, учителям и пр.

Дети должны твёрдо знать, что являются безраздельными хозяевами своего тела и имеют полное право в любой момент сказать «нет» любому, кто захочет до него притронуться.

Ребёнок должен знать, что если кто-то принуждает его к непристойным действиям, запугивает или задаривает дорогими подарками в обмен на просьбу – необходимо как можно скорее рассказать об этом родителям.

«Не пугайте малыша…»

Некоторые родители на самом деле считают, что лучшей прививкой осторожности являются страшилки о том, что «если ты заговоришь с незнакомцем, он заберёт тебя, продаст, зажарит и съест». Конечно, испугать ребёнка такой историей просто, однако никакой информации о том, как избежать подобных ситуаций, он не получает. Более того, он привыкает к подобным россказням, перестаёт обращать на них внимание и напрочь теряет чувство опасности.

Впечатлительный же ребёнок станет опасаться вообще всех незнакомцев, замкнётся в себе, вырастет неконтактным и недоверчивым. От опасных ситуаций это на сто процентов не защитит – ведь всего не предугадаешь – а вот радости общения лишит гарантированно.

Как же научить малыша правильно ориентироваться в сложной ситуации?

Во-первых, не пугать. Запугивание и страх никогда ни к чему хорошему не приводили. Беседуйте с малышом спокойно, объясняйте что к чему без лишней патетики.

Закрепите «пройденный материал» в игровой форме: как и что нужно отвечать незнакомым в различных ситуациях, как действовать, если ребёнок случайно потерялся и т. д. Не бойтесь, что малыш воспримет всё исключительно как игру. Если вдруг подобная ситуация сложится в жизни, память подскажет ему нужный вариант поведения. А вот от страха он может растеряться.

Не забывайте повторять, что хороших людей гораздо больше, чем плохих, и если вести себя правильно, плохие люди обойдут тебя стороной. Демонстрируйте «правильное» поведение в общении с незнакомыми – малыш во многом копирует именно ваши привычки и манеру общения.

Старая, старая сказка

Очень хороший пример «тренинга по безопасности» – давно всем известная сказка «Красная шапочка». Это может показаться смешным, но именно она – наглядный пример того, как не следует себя вести.

Ведь Красная шапочка нарушила все возможные правила личной безопасности:

  • заговорила с незнакомцем,
  • рассказала ему, кто она и куда идёт,
  • назвала адрес бабушки.

Поговорите с малышом об этом, наглядно продемонстрируйте, что драматических событий можно было бы избежать.